Девяткина Гульназ Римовна, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирска

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННГО ОБЩЕСТВА

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании  - цельная, постоянная система целеустремленной педагогической деятельности, обеспечивающая достаточный уровень готовности человека в области личной, социальной и государственной безопасности жизни, сохранения и укрепления своего здоровья.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.

Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является

результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру. Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию культуры безопасного образа жизни именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Что касается актуальности этой темы, мы можем сказать много, и все будет основополагающим. Как сохранить здоровье детей? Как помочь понять разнообразие жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Рассматривая понятие «безопасность», можно понять: то, что для взрослого человека не проблема, то для маленьких детей это проблемная ситуация. Безусловно, мы – взрослые люди испытываем особую тревогу за маленьких беззащитных граждан – дошколят.

Уже с первых лет жизни любопытство ребенка, его инициативность в вопросах знания окружающего мира, поощряемая взрослым, порой делается небезопасным для него. Развитие безопасного поведения объединено с последовательностью запретов. При этом взрослые люди, которые любят и опекают своих детей, порой сами не подмечают, как нередко они воспроизводят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, наоборот, пробуют разъяснить что-либо путем длинных и не всегда понятных для детей понятий. Все это дает обратный результат.

Авдеева Н.Н. считала, что обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать со старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. исходили из того, что при обучении дошкольников следует использовать наглядные методы и приёмы. Иванова А.Е. разрабатывая содержание обучающих игр, опиралась на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игру.

Формирование основ безопасности в ДОУ направлено на достижение следующих целей:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);

- наглядность;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Основные задачи: научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-неопасно»; быть внимательным, осторожным, предусмотрительным (ребенок должен понимать к каким последствиям могут привести те или иные поступки); сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Работа с детьми начинается с формирования представлений о себе: привитие культурно-гигиенических навыков, знакомство со своим организмом и бережное отношение к нему, воспитание самостоятельности и ответственности. Далее рассматриваются проблемы безопасности жизнедеятельности детей: ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.

С воспитанниками дошкольного учреждения в системе проводится образовательная деятельность по ОБЖ (используются формы проведения с учетом возрастных особенностей детей), игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни.

Дошкольный возраст – это самый важный из периодов, когда не только формируется человеческая личность, а также закладываются крепкие основания опыта жизненной деятельности, здорового образа жизни. Ребенок в своих физиологических особенностях не может самостоятельно определить всю меру опасности для него. Следовательно, взрослому человеку природой доверена защита своих детей. Дети должны рационально помочь избежать ущерба, поскольку их невозможно все время водить за руку, и удерживать возле себя. Нужно вырабатывать привычку точно использовать вещи, обучать обращаться с животными, кататься на велосипеде, разъяснять, как нужно вести себя во дворе, на улице и дома. Необходимо прививать ребятам навыки поведения в ситуациях, вырабатывать у них представление о более типичных, частенько ситуациях, которые случаются. Необходимо создавать все педагогические условия, чтобы знакомить детей с разнообразными видами опасностей.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто

серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей? Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Для создания организационно - педагогических условий формирования основ безопасного поведения детей  дошкольного возраста, необходимо проводить освоение детьми той или иной темы в рамках образовательных программ в соответствии с разработанным алгоритмом. Все материалы должны быть организованы тематическими блоками и представлены в виде долгосрочного плана. С его помощью дети обучаются действовать в опасных ситуациях, узнавать их в разных областях жизни. Главная задача взрослых –

мотивация детей к получению знаний. Тематические единицы носят ориентировочный характер и могут корректироваться в зависимости от особенностей организации учебного процесса в детском саду, особенностей и индивидуальных особенностей группы детей, уровня подготовки детей и их умения освоить материал.

Получаемые при изучении основ ОБЖ, связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность дошкольников, важнейшую для сохранения в современной жизни. Эта компетентность позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.

 

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО Издательство «Детство - пресс», 2019. - 144 с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 164с.

3. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И.  Основы безопасности

Жизнедеятельности.  М.: Русское слово, 2007. - 160с.

4. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб.: ООО Издательство «Детство - пресс», 2020. – 128 с.

5. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. - СПб.: ООО Издательство «Детство - пресс», 2010. - 208 с.

5 ноября 2020 в 12:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.