Девяткина Гульназ Римовна, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирска

Современные подходы к воспитанию и обучению детей с нарушением речи.

В образовании происходит революция и она вносит всемирный характер. Предусматривается создание совершенно нового единого обучающего сообщества на Земле. Революция в образовании основывается на следующем убеждении: мир живет в эпоху революции средств коммуникации, которые меняют весь образ жизни людей, способы их общения, и в конечном счете, речь и мышление.

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.

За последние годы отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований, расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной логопедии.

Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться им. Современным подходом к воспитанию и обучению детей с нарушением речи является использование технологий: компьютерные развивающие и обучающие программы, компьютерные игры. Очень эффективны обучающие компьютерные программы и игры такие как: «Игры для Тигры»; «Домашний логопед»; «Развитие речи. Учимся говорить правильно»; «Несерьезные уроки»; «Незнайкина грамота» (От 4.5 до 7); «Гарфилд малышам»; «Лелик. Времена года»; «Лунтик. Подготовка к школе»; «Баба-Яга учится читать»; «Алик. Скоро в школу»; «Мерсибо-Плюс»; «Логомер-2».

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие компьютерные программы для детей: исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий ребенка; развитие широкого спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

На сегодняшний день разработано большое количество авторских программ с участием педагогов и психологов специально для детей с ОВЗ. В своей практической деятельности логопеды используют инновационные методы: логопедический массаж;пальцевой;сказко-терапия; песочная терапия.На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

В ряде случаев особое внимание обращается на терапию семьи, под чем понимаются нормализация семейных взаимоотношений. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим дошкольный дефектолог и вообще педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье.

Ребенок с его особенностями и потенциальными возможностями - активно действующий субъект, а его воспитание - процесс управления его личностным развитием. Пути и организационные формы дошкольной интеграции различны. Конспективно, как наиболее важное, можно назвать следующие: раннее выявление нарушений в развитии и организация раннего коррекционно-воспитательного воздействия, начиная с первых месяцев жизни.

 В условиях интегрированного обучения и воспитания каждый ребенок должен получать помощь, адекватную имеющимся у него нарушениям. За продвижением такого ребенка в условиях интегрированного воспитания и обучения необходимы постоянный контроль, динамическое наблюдение.

 Таким образом, современными подходами к воспитанию и обучению детей с нарушением речи являются:

1. Разработка приемов и методов превентивной логопедии;

2. Использование компьютерных технологий;

3. Комплексное воздействие на ребенка;

4. «Терапия» для родителей;

5. Интегрирование обучение и воспитание.

Литература:

1. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б. И. Пузанова. - М: Издательский центр «Академия», 1998.

2.  Лапшин В. А. Основы дефектологии. - М: Просвещение, 2001.

3. Ермолаева М. В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: 2006, 176 с. 

5 ноября 2020 в 12:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.